ИИ незаметно меняет человечество. Можем ли мы проголосовать за это?

Мы хотим, чтобы ИИ сделал нашу жизнь лучше. Для этого нам нужно это понять. В противном случае мы можем разрушить наши общества на многих уровнях.

Способность ИИ приобретать знания посредством опыта и наблюдений уже широко используется. Его способность учиться, предсказывать и действовать в различных сценариях быстро растет.

По мере приближения к 2030 году искусственный интеллект (ИИ) будет влиять на нас, вплетаясь во все, что мы делаем. К тому времени очень быстрый рост ИИ, который мы наблюдаем в этом зарождающемся 2020 году, откроет каждому из нас другие личности из облака. Взаимодействие между людьми, компаниями и другими организациями должно измениться. Представьте, что все ваши разговоры сопровождаются смайликами ИИ, отфильтрованы и расставлены по приоритетам с акцентом ИИ — как изменится ваше восприятие?

Будущие тенденции ИИ
ИИ очень хорошо справляется с выполнением задач быстрым и эффективным способом для достижения набора целей, независимо от того, какие они есть. Когда ИИ позволяет управлять реальным миром, становится необходимым изучать машинный интеллект, чтобы цели человека и машины совпадали. Именно так мы сможем влиять на ответственное, этичное и полезное развитие ИИ . То, как мы учимся и преподаем, можно улучшить, используя ИИ для понимания человеческого интеллекта (HI) и учебных взаимодействий.

Мы, люди, все чаще общаемся через сети. Эти сети эволюционируют в нецентрализованные модели, в которых нашими коммуникациями управляют локальные агенты обработки. В настоящее время ИИ внедряется для управления этими локализованными коммуникациями, и ожидается, что он станет основным двигателем будущих мобильных технологий. Обещание 6G состоит в том, чтобы обернуть все наши коммуникации в ИИ.

Когда ИИ обеспечивает контекст для нашего общения, этот контекст может противоречить контексту, который мы обычно придаем нашим взаимодействиям. Больше всего пострадают общества с высоким контекстом, где поднятая бровь может иметь большое значение.

Статья Мэри Йоко Браннен о том, что японская аудитория восприняла Микки Мауса не так, как американская аудитория, — еще один замечательный пример того, насколько субъективным может быть сообщение. Любая семья, в которой есть родители из разных обществ, поймет, насколько важен контекст, когда мы общаемся. Книга Эдварда Т. Холла « За пределами культуры » говорила об этих вещах еще в 1976 году.

По мере того, как ИИ все больше контролирует связь, а ярлык переключается с 5G на 6G, мы в основном не будем знать, как ИИ контролирует то, как мы общаемся. Мы должны еще понять это.

Профессор Роуз Лукин — европейский мыслитель в области человеческого и искусственного интеллекта. Доктор Пол Мэтьюз читает лекции по компьютерным наукам и творческим технологиям. Они вдвоем расскажут об этих темах на бесплатном вебинаре «ИИ в образовании» , который состоится 5 ноября 2020 года.

В Европе сходства более поразительны, чем различий. Германия намерена выделить около 3 млрд евро на свою совокупную государственную стратегию в области искусственного интеллекта в период 2019–2025 годов. Это намерение является частью более широкого продвижения ИИ, которое включает в себя новое немецкое законодательство в области здравоохранения в области ИИ, аналогичное законодательству Финляндии. Аптеки (сентябрь 2020 г.) и больницы (январь 2021 г.) обязаны подключиться к системе облачного здравоохранения (TI) правительства Германии.

Но есть различия между такими странами, как Великобритания и, скажем, Финляндия. Подход, принятый в Финляндии Финским центром искусственного интеллекта (FCAI) , во многом похож на британский Совет по искусственному интеллекту . Обе страны поощряют конкретные отрасли и проекты, направляя финансовую поддержку в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

Разница заключается в отношении к более широкому населению. Около 1,5% населения Финляндии в настоящее время прошли бесплатный онлайн-курс , предоставляемый Хельсинкским университетом. Если бы Великобритания достигла того же результата, около 1 миллиона британцев получили бы базовое образование в области искусственного интеллекта.

Это не будет означать миллион специалистов по данным — это будет означать один миллион человек, которые менее восприимчивы к популизму и вводящей в заблуждение информации о том, как наше общество будет работать в ближайшем будущем. Это могло бы стабилизировать демократию и обеспечить значимое голосование по таким вопросам, как право собственности на личные данные.

Курс дает общее представление о восприятии смешанной реальности 6G в нашей среде и о том, как гетерархия сети может привести к тому, что такие страны, как Швеция, запретят некоторым поставщикам сетей 5G в своей стране. Это также показывает, как объективность обеспечит субъективность в нашей жизни, потому что когнитивные модели будущего будут субъективны.

Отправной точкой для компаний в будущем станет стремление превзойти конкурентов не только в производстве и продажах, но и в систематическом сборе данных («DataOps») из информационных карманов для создания самых умных карт обслуживаемых ими рынков. Ив Доз много писал о таких примерах, как PolyGram в 1998 году, которая построила империю, соединив определенный музыкальный талант с подробным знанием региональных музыкальных рынков. Он называет это переходом от глобального к метанациональному.

Лучше и раньше — две основные темы ИИ. Для здравоохранения это означает более раннее и качественное предоставление информации, диагностики и лечения благодаря таким технологиям, как компьютерное зрение и глубокое обучение. ИИ имеет решающее значение для более ранних встреч с пациентами в сфере здравоохранения, потому что демографический сдвиг между настоящим моментом и 2030 годом в противном случае возложил бы необоснованное бремя на наши системы здравоохранения. А такие компании, как Telefónica , заметно улучшили жизнь своих клиентов, используя ИИ для развлечения и помощи в общении на всех своих рынках по всему миру.

Все идет нормально. Но когда переход к метанациональности действительно охватит нас, он будет связан с изменениями в том, как мы воспринимаем самих себя, как говорит Фрэнсис Фукуяма в своей книге «Идентичность: требование достоинства и политика возмущения». В нем Фукуяма обсуждает, как наша потребность в самоуважении ставится под сомнение, когда идентичность, которую дало нам наше сообщество, заменяется новой идентичностью.

Жан-Поль Сартр сказал в 1946 году, что человек есть то, чем он хочет быть. Если эта сила воли является ограниченным ресурсом , то наша способность сопротивляться тому, как окружающая среда меняет нас, также ограничена.

ИИ действительно помогает, и ИИ настроен изменить нас.

Должны ли мы понять это до того, как оно изменит нас?

ИИ в образовании
С точки зрения образования и ИИ существует серьезная проблема, которая выходит за рамки, но связана с обеспечением того, чтобы как можно больше представителей населения понимали ИИ в достаточной степени, чтобы признать, что они используют и будут все чаще использовать его все время. Эта проблема заключается в том, что нам необходимо понять собственный человеческий интеллект. Как  Юваль Ной Харари мудро отмечает — нам лучше полностью понять самих себя, потому что ИИ обязательно это сделает. На данный момент наши системы образования построены на убогом представлении о том, что людям нужно знать и понимать о мире. Эта точка зрения в значительной степени построена на старомодном представлении о человеческом интеллекте, которое не в состоянии признать подавляющее большинство того, что включает в себя наш человеческий интеллект. В частности, мы не можем сосредоточиться на аспектах нашего интеллекта, которые нельзя автоматизировать. 

«Когда я была аспиранткой, — говорит профессор Роуз Лакин, — я помню празднование, когда Deep Blue от IBM обыграл в шахматы Гэри Каспарова. В отделе чувствовали, что мы преодолели важную веху на пути к тому, что мы теперь называем общим искусственным интеллектом (AGI), потому что в шахматы играли умные люди, а у нас был компьютер, который мог играть в шахматы лучше всех. На самом деле мы были на распутье, где путь вперед не вел нас к более широкому и богатому ИИ, он просто вел нас по той же дороге ИИ, основанного на правилах, который имел огромные ограничения. В последовавшую за этим зиму ИИ мы начали осознавать, что многое из того, что мы считали само собой разумеющимся в нашем человеческом интеллекте, например, зрение, на самом деле было гораздо сложнее достичь с помощью ИИ, чем играть в шахматы уровня чемпиона мира. 

Мы сейчас на том же перекрестке. Мы сталкиваемся с ложным убеждением, что наш ИИ может быть и становится таким же умным, как мы. Мы не осознаем, что ИИ только царапает поверхность разумного поведения, когда мы сравниваем его с нашим Человеческим интеллектом (ИИ). Причина, по которой мы так слепы к истине, заключается в том, что мы веками фокусировались на очень узком восприятии HI. Этот узкий взгляд на ГИ повлиял на созданные нами системы образования и наносит ущерб перспективам подавляющего большинства человечества, постоянно обучая людей тому, в чем ИИ может быть хорош. Единственный способ прогресса для нас, людей, — это признать важность тех аспектов нашего человеческого интеллекта, которые нельзя автоматизировать. Аспекты, которые намного сложнее, чем все, что может достичь ИИ.  

Например, мы можем научиться исследовать, размышлять, регулировать и понимать свой собственный интеллект. Мы способны оценивать нашу способность справляться со сложными, новыми ситуациями. Этим способностям нужно обучать и ими нужно овладевать, но, тем не менее, у нас есть возможность сделать это, а у ИИ нет. Как люди, мы можем сопереживать, сочувствовать, сострадать. Мы можем построить прочные и продуктивные социальные отношения, которые являются основой гражданского общества. Наша способность к самосознанию очень сложного типа отличает нас от ИИ. Это самосознание или мета-разум выходит за пределы нашего физического и психологического «я» на окружающий мир, как реальный, так и виртуальный, физический и цифровой. Мы плавно перемещаемся между разными локациями, взаимодействуем с разными людьми, использовать различные инструменты и технологии с невероятной небрежностью, и большую часть времени мы воспринимаем все как должное. Это наша сверхдержава, и нам нужно научиться беречь и развивать ее в наших системах образования, если мы хотим процветать в мире, управляемом ИИ.


То, как мы представляем себя, будет дополнено искусственным интеллектом. Как мы взаимодействуем, будут помогать системы, которые анализируют каждого участника. Мы меняем наши миры и можем, подобно Джулии на балконе Шекспира, воскликнуть: «Слишком рано замечено, неизвестно и известно слишком поздно».

Microsoft призвала к широкому публичному обсуждению, а также к государственному регулированию технологий искусственного интеллекта. Для этого нам нужно быть более образованными, чтобы понимать будущие роли ИИ и ГИ. Присоединяйтесь к предстоящему бесплатному вебинару Objectivity «ИИ в образовании» 5 ноября 2020 года, чтобы узнать больше о значительном влиянии искусственного интеллекта на образование.

Об авторах
Питер Карстен, магистр прикладной физики

Питер Карстен является опытным руководителем группы, консультантом по продажам и управлению с 20-летним опытом управления высокотехнологичными и онлайн-медиа в таких компаниях, как Nokia, Citibank, TeliaSonera, Bessemer Venture Partners и Turner Broadcasting. Он зарегистрировал 13 патентов и говорит на 5 языках.

Роуз Лукин, бакалавр искусств, доктор наук, искусственные и когнитивные науки

Роуз Лукин — профессор дизайна, ориентированного на учащихся, в лаборатории знаний UCL, а также основатель и генеральный директор EDUCATE Ventures. Роуз объединяет педагогов. Создатели и исследователи EdTech для обеспечения эффективного и инновационного использования технологий в процессе обучения. Она является международно признанным авторитетом в понимании соответствующих будущих ролей искусственного и человеческого интеллекта.

Пол Мэтьюз, кандидат информационных наук

Пол Мэтьюз — старший преподаватель кафедры компьютерных наук и творческих технологий Университета Западной Англии. У него есть сертификат Института Санта-Фе по курсу «Введение в сложность» и степень бакалавра экспериментальной психологии.